Древний Рим

Тема в разделе "Мебель и предметы быта", создана пользователем Anna, 27 май 2013.

  1. Anna

    Anna автор темы Moderator Команда форума

    Репутация:
    50
    Мебель, в основном, была схожа с греческой мебелью эпохи Александра Македонского. Образцами служили поздние формы греческой мебели, однако в руках римлян они получали более богатое, более декоративное оформление, тщательно прорабатывались даже мелкие детали. Существенной новинкой по сравнению с Грецией было использование в римской мебели пластичных украшений (резьба по дереву и металлическая пластика). Для изготовления мебели наиболее часто использовалась древесина кедра, туи, оливы, ясеня и клена, для интарсии — самшит, пальма, платан и черное дерево. Плетеная мебель была известна в Риме еще в III веке н.э. Декоративное оформление зависело от характера применявшихся инструментов, было много выточенных и изготовленных рубанком элементов мебели. Дошедшие до нас изображения дают нам представление о мастерских того времени и производственных процессах. По данным Плиния, у римского столяра были почти все используемые в настоящее время ручные инструменты; столярная техника была на высоком уровне. К способам декоративного оформления относились резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация.
    В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Стул «селла» без спинки был обычным сиденьем для одного человека; им пользовались мужчины и женщины во время работы и отдыха; дети и рабы сидели на селлой за обеденными столами. Табуреты были из древесины или бронзы с выточенными ножками. Скамейка «субселлиум» отличалась от селлы только тем, что могла вместить больше, чем одного человека. Ею пользовались сенаторы в курии, присяжными в суде, мальчиками в школах, а также в частных домах. Существовал также «бизеллиум» - парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему. Особой формой селлы был знаменитый «селла курулис» - «курульный стул»; у него были резные ножки из слоновой кости. Курульный стул имел складные ножки и ремни, поддерживавшие подушки для сидения. Усовершенствованную селлу называли «солиум» - устойчивый прямой стул с высокой спинкой и твердыми подлокотниками – он выглядел так, будто его вырезали из цельного ствола дерева; их покрывали рельефами, а ножки делали в виде звериных лап. Часто солиумы были настолько высокими, что им, как и кроватям, требовались скамейки. Поэты описывали богов и королей, сидящих в таких креслах; в богатых домах ими пользовался хозяин, когда принимал клиентов. «Катедра», созданная на основе греческого клисмоса вначале, был стулом для женщин, так как считался слишком роскошным для мужчин, но позже это разграничение ушло. Так как им пользовались школьные учителя, возникло выражение «excathedra», букв. «с кафедры», оно обозначало авторитеные речи и теперь оно употребляется в церковном значении. Ни солиум ни катедра ничем не были обиты, поэтому на них клали подушки и одеяла.

    На основе греческих лож-клиний, римляне создали свои: «фулькрум» — клиния с возвышенным изголовьем, так что создавалась иллюзия стены; «лектус триклиналис» с возвышениями у изголовья и ног; «плутенс» — диван, известный с I века (обычно размером 215 см в длину и 115 см в ширину) со стенками с трёх сторон высотой 40—50 см; «стибадий» — диван в форме подковы, удобный для большего числа гостей, стал популярен в III—IV веках.
    Диван/кровать «лектус»(«лектулус») можно было найти в каждой комнате римского дома. Самой его простой формой была деревянная рама с ремнями на верхней части; на нее клали матрас. С одной стороны был подлокотник, иногда они были на обоих концах; существовали и кровати со спинками.На лектус-кровать клали подушки, ковры и покрывала.Сначала матрасы набивали соломой, позже начали добавлять шерсть, а иногда даже перо. Диваны, использовавшиеся как кровати, были больше по размеру, чем те, которые использовались по прямому назначению. Иногда они были настолько высокими, что нужна была табуретка или лесенка, чтобы забраться на них.Лектус-диван использовали в библиотеках для чтения и письма; человек облокачивался на левый подлокотник, а книгу держал в правой

    Римляне переняли от греков обычай есть лёжа. С этой традицией в Древний Рим пришла и мебель: Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра ссылок! и «триклинии» — три клинии, как правило, располагавшиеся буквой П; если ложа было два, это конструкция называлось «биклиний». Каждое из мест на ложе в триклинии имело собственное обозначение: посередине «медиус», справа от центральной клинии «суммус» и слева «имус». На нижней (левой) клинии располагался хозяин дома со своей семьей, две других предназначались гостям, причём на среднем ложе размещали наиболее важных гостей. Самым почётным местом на каждом ложе было левое, за исключением среднего ложа, где почётным местом считалось правое, которое находилось рядом с местом хозяина.
    Каждая клиния была рассчитана максимум на трёх человек. Если кто-нибудь приводил с собой неожиданного гостя — или в случае нехватки мест на ложах — расставляли стулья. Впоследствии в обеденной комнате могли устанавливать сразу несколько триклиниев (позже это слово стало обозначать также и саму столовую). Уже во времена Римской республики в триклиниях начали ставить по девять лож для 27 человек. Каждое ложе представляло собой деревянные или каменные подмостки с уклоном в сторону, противоположную от стола; на них расстилались матрасы и одеяла. Все три ложа были одинаковой длины и имели каждое три места. Места отделялись друг от друга подушкой или набитым чем-нибудь изголовьем; более высокий край ложа, примыкавший к столу, немного возвышался над его уровнем. Обедающие ложились на своё место наискось, опираясь верхней частью туловища на левый локоть и изголовье, а ноги протягивали к правой стороне. Такое положение не раз менялось в течение продолжительной трапезы. Приём пищи в лежачем положении может показаться современному человеку неудобным, однако римлянам такое положение казалось наиболее соответствующим для спокойного наслаждения едой. Традиция обедать лежа распространилась не на все римские провинции, о чём свидетельствуют некоторые изображения римских застолий.
    Стол – менса – был самым важным предметом в римском доме. Они, как и современные, различались по форме и конструкции. Ножки и столешницы были сделаны из разных материалов - камень, цельное дерево или отделанное, тонкие пластины драгоценных металлов. Самыми дорогими были круглые столы, сделанные из распиленного поперек цитрусового дерева. Разные формы столов имели разные названия: «моноподиум» был столиком или тумбой на одной ножке, использовавшийся только для ламп или предметов туалета. «Буфет» абак был столом с прямоугольной столешницей и стенками, на него ставили тарелки и блюда У делфики было три ножки.Нередко столы делали с регулируемыми ножками, чтобы можно было поменять его высоту. А каменные или бетонные столы в столовых-триклиниях часто были встроены прямо в пол. Их покрывали полированным камнем или мозаикой.Следует упомянуть стол «картибул» который стоял на почетном месте в атрии. Он был похожим на жертвенник и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой. К концу существования республики стали входить в употребление круглые и овальные столы. Вокруг такого стола стали устраивать одно ложе в виде полукруга — «сигму» (ложе для 5—8 человек, изогнутое в форме греческой буквы «сигма») или «стибадий» (полукруглое ложе, на котором могли разместиться только шесть или семь человек). Места на ложе не отделялись подушками, вокруг всей сигмы шла одна подушка в виде валика, на который и опирались все возлежавшие. Само ложе по-прежнему устилалось коврами. На сигме почётными местами были крайние.

    В каждом доме были сундуки «арка» разных размеров. Одни были для личных вещей, в том числе для одежды; другие служили в качестве сейфов для хранения бумаг, денег, драгоценностей.Их обычно делали из дерева, часто оковывали железом, петли и замки делали из бронзы.Маленькие «арки» для украшений делали из серебра, а иногда даже золота.Самым важным был богато украшенный сундук, стоявший в «таблинуме» (кабинет главы семьи) там он держал свои наличные деньги.Их делали настолько крепкими, большими и тяжелыми насколько это было возможно, для того, чтобы их нельзя было вскрыть силой или унести.Для большей безопасности, их иногда приковывали цепями к полу.Шкафы «армариа» были сделаны из подобных материалов и для схожих нужд.В них часто были отсеки и на них всегда были петли и замки. Два самых важных места, где их использовали: в библиотеке, для защиты книг от мышей и любопытных взглядов; также армариа с посмертными восковыми масками стояли в крыльях дома.
    Что касается освещения, то римская лампа «люцерна» была, естественно, довольно примитивной ; по сути, это был сосуд с маслом или «свечой»- куском жира со сплетенными нитками. Свет от такой лампы был очень рассеянным и тусклым. Но они были исключительно красивыми – в дешевых можно было восхититься изящностью форм и пропорций; дорогие же лампы так искусно украшались мастерами, что становились скорее произведениями искусства, нежели предметами интерьера. Некоторые виды ламп держали в руке, другие подвешивали на цепях, остальные ставили на столики. Публичные места освещались, помимо вышеперечисленных, лампами на длинных подставках. Название этих подставок «канделабра» указывает на то, что изначально они держали восковые или жировые свечи («канделе»). А тот факт, что в богатых домах дымящиеся и плохо пахнущие свечи вытеснили канделе, указывает на то, что римляне не умели делать их хорошо. Основы факелов были сделаны из сухого, легковоспламеняющегося дерева, пропитанного маслом или намазанного смолой - их вешали около входной двери снаружи для уличного освещения.

    Основными элементами орнаментики в эпоху Августа были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Комбинации цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы. Орнаментика была часто символической и богата аллегориями. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов, хотя римляне воспринимали эти символы не так серьезно, как жители Востока, и смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев. У римлян впервые в истории стилей мы встречаем осознанную стилизацию. Стремлением к роскоши обусловлено то, что наряду с древесиной применялись и дорогостоящие материалы: бронза, мрамор, золото, серебро, слоновая кость, рог, панцирь черепахи. Часто изделия мебели высекались из мрамора или полностью отливались из бронзы.
    Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм часто можно видеть вычурность декора. Однако римское прикладное искусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению.

    Источники - wikipedia, arx.novosibdom.ru,
    hellenicaworld.com

    Вложения:

    admin нравится это.

Поделиться этой страницей